Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта

Время чтения: 6 мин.
Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта
Многозадачность. Flickr/Ally.J.

В наше время умение одновременно выполнять несколько задач считается весьма полезным качеством. Загляните на HR-сайты. Работа в режиме многозадачности — одна из самых частых формулировок в описаниях вакансий. Работодатели убеждены в том, что именно такой режим работы обеспечивает максимальную продуктивность. А вот ученые и эксперты с этим не согласны.

Работа в режиме многозадачности ослабляет умственные способности

По мнению психолога Джоан Кантор, изучавшей вопросы многозадачности, когда люди одновременно выполняют несколько задач, они «снижают силу своего мозга, повышая уровень стресса». Речь идет, конечно, не о простых действиях — одновременно идти и жевать жевательную резинку вы можете без проблем. Но когда речь заходит о действиях, требующих внимания, работа в режиме многозадачности оказывается не лучшим решением.[1]

Задачи, предполагающие обработку информации и принятие решений, требуют напряжения внимания. А внимание, это та функция нервной системы, которая на может «разделяться» между одновременными действиями. Вы не можете одновременно сосредоточиться на пяти, трех или даже двух задачах. Это научный факт. Поэтому, когда вы одновременно выполняете несколько задач, ваше внимание постоянно переключается между ними.

Выполнение каждой отдельной задачи требует использования т.н. рабочей памяти. Эта та часть памяти, которая отвечает за хранение информации, которой человек в данный момент оперирует. Проблема в том, что этот ресурс мозга очень невелик. А потому одновременно держать в голове хотя бы две задачи — просто невозможно. Не говоря уже о множестве задач.[1]

В связи с этим, когда вы работаете в режиме многозадачности, вы не удерживаете внимание одновременно на нескольких действиях. А переключаете его с одной задачи на другую. Но каждое переключение ведет к потере части информации. Поэтому, вновь возвращаясь к каждой задаче, вы теряете часть прогресса и задаетесь вопросом: «На чем я остановился?»

Делая два шага вперед, вы каждый раз отступаете на один шаг назад. Поэтому работа в режиме многозадачности подобна топтанию на месте с минимальным продвижением. Она дает посредственные результаты при максимальных затратах времени и энергии.

Иными словами, такой режим работы расходует ресурсы нервной системы, ослабляя умственные способности работника и затуманивая его сознание. И при этом приносит минимум пользы.[1]

Эффект Струпа

Проблема многозадачности может быть объяснена существованием т.н. эффекта Струпа. Его суть в следующем. Когда человек одновременно получает извне противоречивые и разнонаправленные стимулы, его нервной системе требуется больше времени для распознания и интерпретации этих стимулов. Поэтому реакция на них возникает с задержкой. При этом на их обработку расходуется больше энергии, чем в ситуации, когда стимулы поступают последовательно.[2]

В существовании эффекта Струпа можно убедиться, пройдя тест Струпа. Вам следует игнорировать содержание текста и называть только его цвет.

Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта

Для того, чтобы называть правильные цвета, вам приходится каждый раз переключаться с чтения текста на анализ его цвета. Поэтому ответы вы даете с задержкой и тратите на них больше сил. Примерно то же самое происходит, когда вы беретесь за несколько задач одновременно.[1]

Проходя тест Струпа, можно приспособиться. Например, смотреть только на последнюю букву слова. Тогда распознание цветов будет происходить более эффективно. Но это уже не будет многозадачностью. Таким образом, чтобы выполнять действие эффективнее, вы перейдете из режима многозадачности в режим однозадачности.

Работа в режиме многозадачности препятствует обучению

Исследования показали, что процессы усвоения новой информации и обучения в режимах много- и однозадачности происходят неодинаково и даже задействуют различные участки головного мозга.[3]

Когда человек поглощен одной задачей, его когнитивные (связанные с познанием) функции активизируются. Из новой информации формируются знания. Происходит интенсивное усвоение знаний и образование сложных ассоциативных связей.

Многозадачность предполагает аналогичные процессы. Но в условиях многозадачности они больше похожи на неосознанное формирование привычек, чем на обучение. Возникновение условных рефлексов, без анализа и осмысления новой информации.[3]

Поэтому работа в условиях многозадачности способствует возникновению определенных навыков. Но она препятствует получению новых знаний и глубокому осмыслению своей деятельности.

Многозадачность снижает продуктивность

Данные исследований Джоан Кантор свидетельствуют о том, что многозадачность оказывает негативное влияние на основные показатели продуктивности работы. Она снижает скорость и точность работы, увеличивает число ошибок, ухудшает качество и повышает расход энергии.[1]

Кантор убеждена в том, что последовательное выполнение задач обеспечивает существенно большую продуктивность труда.

«Вам стоит попробовать однозадачность. Если конечно вы не стремитесь работать на нижней границе продуктивности», — считает эксперт. «Попробуйте работать в режиме однозадачности. Вы удивитесь, насколько легче и быстрее вы сможете выполнять отдельные задачи. И насколько повысится качество вашей работы. Попробуйте, и вам наверняка захочется повторить этот опыт.»[1]


Далее: Для достижения успеха работать надо не больше, а «умнее». Об этом свидетельствуют исследования


  1. Cantor J. Mining Your Inner Moron: Why Multitasking Is Such a Waste. Psychology Today. May 29, 2010.
  2. Stroop JR. Studies of interference in serial verbal reactions. 1935, Journal of Experimental Psychology, 18, 643-662.
  3. Foerde K, Knowlton B, Poldrack RA. Modulation of competing memory systems by distraction. Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). 2006. 103 (31), 11778-11783.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: