Рабочая рутина организации это, как правило, не самая впечатляющая часть ее жизни. Тем не менее, каждая компания имеет свои особенности рутины. По ним можно много чего о ней сказать. Основное свойство рутины состоит в том, что по-настоящему понять и прочувствовать ее способен только человек, побывавший в этой рутине.
Рабочая рутина Google
Google (принадлежит компании Alphabet Inc.) славится экстравагантностью своих офисов, особенно головного офиса, известного под названием Googleplex.[i] Должно быть, повседневная рабочая жизнь и рабочая культура работников Google такая же яркая и необычная? Вот как описывают рутинную жизнь компании ее сотрудники.
У работников Google гибкий трудовой график. Кто-то предпочитает раньше приходить и раньше уходить, кто-то наоборот. В целом, у типичного программиста компании трудовой день проходит, как и у любого офисного программиста — электронная почта, написание программных кодов, разговоры с сотрудниками, встречи. Бесплатный обед приятно отличает день в Google от многих других компаний. Вопреки тому, что можно было бы себе вообразить, разглядывая фотографии офиса, работники не играют в игры и не проводят все время развлекаясь.[ii]
В целом, у работников есть много свободы в расстановке приоритетов и планировании. Они могут относительно свободно перемещаться между проектами. Однако у компании имеются все черты большой организации. Например, иерархия, бюрократия, а также ощущение того, что сотрудники — лишь маленькие винтики в большом механизме. Немного возможностей компания дает и для карьерного роста. Для того, чтобы переместиться на одну ступень карьерной летницы (а их в компании немало), нужно много лет. Внутренняя конкуренция крайне велика, а возможности научиться чему-то новому малы.
Частью рутины компании являются реорганизации и сокращения, но компания не любит об этом говорить.
Культура достаточно закрытая, несет в себе черты выраженного индивидуализма и снобизма. Тем не менее, большинство работников довольны и не только благодаря зарплате и бонусам, но и потому, что работа приносит им удовлетворение.[iii], [iv]
В целом, все это звучит достаточно тривиально. Рабочая рутина Google — это рутина большой стабильной компании со своими плюсами и минусами. Никакой эксцентрики. Все серьезно, солидно и заурядно.
Рабочая рутина Apple
Компания Apple тоже весьма большая организация, но ее рабочая рутина несколько отличается от рутины Google. В Apple присутствует культ секретности, который начинает действовать на человека еще до того как его наняли на работу. Зачастую оказывается, что вакансия, на которую претендует соискатель, на самом деле не существует (объявление о ней — лишь приманка), и его рассматривают в качестве кандидата на позицию, о которой он ничего не знает — в Apple считают, что даже свой поиск персонала нужно держать в секрете.
Когда новый работник приступает к своим обязанностям, первое время ему не доверяют и мало делятся с ним информацией. Сотрудникам выдают iMac, но при этом отсутствует IT поддержка. В Apple считают, что, если ты достаточно умен, чтобы работать в компании, то и с офисной техникой ты разберешься сам.
Большую роль в компании играет служба безопасности. Ее глава инструктирует новых работников о необходимости соблюдения секретности и скрытности. Компания четко дает понять, если работник случайно или специально разгласит какую-либо внутреннюю информацию, его тут же уволят.[v]
Культура компании преимущественно закрытая, обращена, главным образом, внутрь организации. Имеют место микроменеджмент и фаворитизм, а также частые реструктуризации, хотя в целом любые изменения происходят медленно. Как и во многих больших компаниях у работников мало карьерных возможностей. Имеют место значительные перегрузки, включая работу в сверхурочные часы.[vi]
Рабочая рутина Facebook
Офисы Facebook, как и офис Google, отличается особым дизайном, подчеркивающим творческий настрой компании. Но если в случае Google от этого дизайна веет чем-то тяжеловесным и нарочитым, и создается ощущение, что солидная компания прикладывает немало усилий, чтобы создать видимость творчества и эксцентричности, то у Facebook дизайн кажется чем-то более гармоничным, несущим в себе студенческую легкость и своеобразие хакерской субкультуры.
И не удивительно, Facebook — одна из самых молодых компаний США — средний возраст работников — 28 лет.[vii]
Нельзя сказать, что рабочая рутина Facebook является чем-то уникальным и выдающимся, но она отличается от рутины предыдущих двух компаний. Судя по отзывам работников Facebook, их повседневная работа проходит в атмосфере единения и дружелюбия. Офис компании — это не только набор людей, выполняющих свои функции, но и сообщество (как и сама соцсеть), объединенное общими интересами и мотивами.
В компании работают весьма умные и амбициозные люди, но в целом господствует атмосфера скромности — каждый поглощен своим делом и реализует свои амбиции, делая это дело. Поэтому работа в сверхурочные часы является нормой, однако она мотивирована не требованиями менеджмента, а интересом и желанием самих работников. Приятный ежедневный бонус в главном офисе — бесплатное трехразовое питание. Повседневная рабочая жизнь людей определяется открытой, направленной во внешний мир расслабленной культурой и в то же время амбициозными целями компании.[viii], [ix]
Рутина Tesla
Компания Tesla, определенно, является представителем автопрома нового поколения как с точки зрения продукции, так и с точки зрения менеджмента. Относительно плоская организационная структура и эгалитаристская культура отличают ее от традиционного представителя автомобильной промышленности — одной из самых консервативных в плане менеджмента отраслей индустрии.
Дни работников проходят в огромном открытом офисе без перегородок и разделения на помещения. Рядовые сотрудники и даже временные интерны зачастую докладывают о своей работе непосредственно руководителю организации Илону Маску.[x] С одной стороны — это проявление эгалитаризма и заинтересованности высшего руководства непосредственной работой, с другой зачастую выливается в микроменеджмент. Несмотря на внушительные размеры компании, в ней силен дух предпринимательства, и царит атмосфера стартапа. В компании не приветствуются совещания, они проводятся только если для этого есть реальная обоснованная необходимость.
Менеджмент организации рассматривается как элемент, призванный не столько принуждать к работе, сколько помогать в ней. В то же время, для компании характерна постановка нереалистичных сроков выполнения задач, постоянные изменения в направлениях реализации проектов и слабая приоритизация. Все это приводит к быстрому выгоранию лояльных работников.
Многие сотрудники не довольны работой служб компании — бухгалтерии, IT и т.п., многие считают совершенно неэффективным отдел персонала. Сотрудники отмечают сложную и неэффективную коммуникацию.[xi] В целом, можно сказать, что для Tesla характерна рутина стартапа, при том, что компания достигла размеров, когда обычно организациям требуется больше упорядоченности (в 2017 году в компании работало более 37,5 тыс. человек).[xii]
Релевантно: Компания Facebook за равенство всех работников. Но некоторые из них «равны более, чем другие»
Источники:
[i] Hartmans А. These 26 photos prove Google has the coolest offices around the world. Business Insider. July 9, 2017.
[ii] Bort J. This Is A Typical Day For A Pampered Google Engineer. Business insider. December 13, 2014.
[iii] Bort J. Google Employee Explains Why Working At Google Is So Great. Business insider. October 26, 2014.
[iv] Glassdoor. Google reviews.
[v] Yarow J. What It’s Like On Day One As An Apple Employee. Business Insider. January 26, 2012.
[vi] Glassdoor. Apple reviews. https://www.glassdoor[dot]com/Reviews/Apple-Reviews-E1138.htm.
[vii] Pelisson A, Hartmans A. The average age of employees at all the top tech companies, in one chart. September 11, 2017.
[viii] Cain A. A day in the life of an executive at Facebook, the best place to work in America. Business insider. December 9, 2017.
[ix] Glassdoor. Facebook review. https://www.glassdoor[dot]com/Reviews/Facebook-Reviews-E40772.htm
[x] A Day In The Life Of A Tesla Intern. Forbes. November 23, 2015.
[xi] Glassdoor. Tesla review.
[xii] Annual report, 2017. Form 10-K Tesla, Inc. U.S. Securities and Exchange Commission. 14.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причинСокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.
- Amazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и расширяет свой воздушный флотAmazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и стремится держать все аспекты своего бизнеса в собственных руках. Компания Джеффа Безоса решила …
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Активная инерция как феномен корпоративной культуры: примеры Kodak и MicrosoftАктивная инерция связана с накоплением привычек организации. Компания Kodak обанкротилась из-за активной инерции, а Microsoft утратила свои лидирующие позиции.
- Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследованиеПо данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …
- Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмосткахКомпания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).
- Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-PackardКомпании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …
- Обычаи организации. Кого в Microsoft бросали к собакамМало кто знает, но у компании Microsoft в 1990-х имелся весьма странный продукт под мазванием Microsoft Dogs - справочник для собаководов. Этот …
- Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследованийИмеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...
- Лучшие бизнес книги всех времен, изменившие ход развития управленческой мыслиСуществует категория бизнес-книг, которые стали историей и повлияли на ход развития современного общества. Сюда можно отнести - В поисках совершенства Тома Питерса, …
- Производственные принципы Toyota и личностный рост. Принципы Toyota используются консультантами по персональному развитиюКак оказывается, производственная система Toyota может использоваться и в области личностного развития. Консультатнты по личностному росту используют принципы Toyota в своей работе.
- Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершинеМакиавеллизм - особый тип личности, опасный для окружающих, но позволяющий человеку быстро сделать карьеру. Ложь, лесть и манипуляции...
- Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …