На рубеже XIX и XX веков компания The Shelby Electric Company произвела электрическую лампу. Эта лампа была вкручена в пожарной части города Ливермор в Калифорнии. Считается, что это произошло в 1901 году. С тех пор эта лампа горит с очень маленькими перерывами и до сих пор не перегорела. В этом можно убедиться на специальном сайте.[1] Лампа вошла в историю как «столетняя лампа» и попала в книгу рекордов Гиннеса. Считается, что рекордный срок службы лампе обеспечивает работа на малой мощности. Но, возможно, дело в том, что компании The Shelby Electric Company не было известно, что такое запланированное устаревание.
Сделать так, чтобы покупатель вернулся
Любой производитель стремится продать как можно больше своего товара. Но новых покупателей найти зачастую непросто. Поэтому вполне естественно, что производители хотят, чтобы существующие покупатели приходили к ним снова и снова.
Но если срок службы вашего товара достаточно велик, то за новой покупкой клиент придет к вам нескоро (за новой лампой к Shelby Electric так никто и не пришел. Компанию поглотила General Electric). Вот тут-то на помощь производителю и приходит запланированное устаревание.
Запланированное устаревание — это стратегия создания продукта с искусственно ограниченным сроком службы. Производитель планирует, через какое время продукт должен устареть (перестать функционировать, выйти из моды и т.п.), и конструирует его соответствующим образом.
Таким образом, через определенный период, запланированный производителем, покупателю придется вновь обратиться к нему. Либо за новым товаром, либо для того, чтобы починить или обновить старый.[2]
Запланированное устаревание — теория заговора и реальные заговоры
Очевидно, создавая продукт, производитель предполагает, что у этого продукта будет определенный срок службы. Также понятно, что сокращение этого срока — на руку производителю.
Правда, иногда в сознании людей происходит демонизация производителей, и запланированное устаревание приобретает конспирологические черты. Мол, они специально делают товары такого низкого качества. Продукция ломается, а платить должен потребитель.
Возможно, доля правды в этих словах есть. Но не стоит забывать о том, что такая ситуация возможна только в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Например, в условиях монополии, или если производители вступают в картельный сговор — как раз об этом пойдет речь ниже.
«Запланированное устаревание — это разновидность теории заговора», — считает Моханбир Соуни, профессор маркетинга Северо-Западного университета (Великобритания).[3]
«В принципе, компании реагируют на вкусы потребителей», — говорит Джудит Шевалье, профессор экономики из Йельского университета. «Я думаю существуют определенные моменты, в которых производители обманывают потребителей. Но иногда потребители виноваты сами [в укорочении срока эксплуатации продуктов].»[]
Впрочем, что касается заговоров, история знает реальные примеры, когда запланированное устаревание становилось объектом именно заговора. И здесь вновь речь пойдет о лампах накаливания.
В 1920-х производители электрического оборудования — Osram (Германия), Associated Electrical Industries (Великобритания), General Electric (британское представительство американской компании) и некоторые другие — создали незаконный картель, вошедший в историю как Картель Phoebus. Среди прочего, целью сговора было сокращение срока службы электрических ламп накаливания до 1000 часов.[3]
Доказательства сговора были опубликованы лишь спустя годы. Зато вся схема оказалась очень хорошо задокументирована.
«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания. Поскольку были найдены многочисленные документы», — поясняет Джил Слэйд, автор книги «Сделано, чтобы сломаться».[3]
Запланированное устаревание и технологии
В наше время запланированное устаревание актуально как никогда. Сегодня мы используем массу «одноразовых» продуктов.
Новые модели компьютеров и смартфонов устаревают буквально в считанные дни. Устаревшие модели перестают быть способными поддерживать программное обеспечение, разработанное для новых моделей.
Таким образом, запланированное устаревание стало еще более простой и удобной стратегией для производителей. Не нужно, чтобы гаджет ломался. Достаточно создать ПО, которое не будет работать на старой модели, и покупатель будет вынужден купить новую.
«Настоящее устаревание содержится в технологиях», — считает Говард Туллман, руководитель инкубатора стартапов под названием 1871. «Все выглядит так, будто технологии заботятся сами о своем устаревании. Они сами себя отправляют в прошлое, хотите вы того или нет.»[3]
Дополнительно: Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
- https://www.centennialbulb.org/
- Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence. The Quarterly Journal of Economics. Oxford University Press. 1986. 101 (4): 729–749.
- Hadhazy A. Here’s the truth about the ‘planned obsolescence’ of tech. BBC. Jun 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и MicrosoftСозидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменитьНужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель и видение. Иногда - да. Но порой бизнес-образование вредит предпринимателю, считает...
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …
- История создания iPadКомпания Apple экспериментировала с планшетами с начала 1990-х. История создания iPad началась с прототипа, который по характеристикам...
- Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street JournalВзаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …
- Повышения получают работники, похожие на своих начальников. Что такое «пристрастие сходства»Нередко повышения и другие привелегии получают те, кто в чем-то похож на своего руководителя. Это явление связано с феноменом т.н. «пристрастия сходства».
- Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерствеПрофессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...
- Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от крахаСтив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …
- Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контрольМенеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …
- Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные фактыПо утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.