Автор: Игорь Щемелинин (MBA), создатель Freeconcept Consultancy
Генти генбуцу (иногда произносят как генчи генбуцу) — один из производственных принципов компании Toyota. Это японское словосочетание можно интерпретировать как «иди и смотри».1 Хотя в досоловном переводе «генти» означает фактическое местоположение, а «генбуцу» — реальные материалы или изделия. Еще более популярным стал термин «гемба». Он означает «реальное место» и обозначает непосредственное место проведения работы (например, цех). Иногда он используется в том же значении, что и генти генбуцу.2
Генти генбуцу — в чем суть
Суть принципа простая: лучший способ убедиться в том, что все идет как надо или понять в чем суть проблемы — увидеть это своими глазами.
Принцип генти генбуцу распространяется на всех, в том числе и на менеджеров. Даже самые высокопоставленные руководители Toyota должны понимать, что происходит в цехах или «в полях». А для этого им необходимо периодически откладывать в сторону таблицы с цифрами, выходить из офиса и лично наблюдать за рабочими процессами. Особенно если имеется проблема. Понимание сути проблемы в Toyota всегда сопряжено с личным наблюдением. Когда менеджер видит собственными глазами, что происходит, он имеет возможность убедиться в правильности известных ему фактов и проанализировать глубинную суть происходящего.1
В Toyota первым шагом любого решения проблемы, разработки новой продукции или оценки производительности является понимание ситуации. Для того, чтобы приобрести это понимание, необходимо отправиться в гемба. Те, кто обучен подходу Toyota ничто не принимают на веру и ничто не считают само собой разумеющимся. Они всегда знают о чем говорят, поскольку видели все своими глазами.2
Один из принципов управления Toyota гласит: «Думай и говори, опираясь на проверенную информацию. Иди и проверь факты лично. Отвечай за информацию, которую сообщаешь другим.»2
Наблюдай и думай — круг Тайити Оно
Тайити Оно считается создателем производственной системы Toyota. Одно из упражнений, которое Тайити Оно предлагал выполнить инженерам, обучающимся принципам производства, состояло в следующем. Он велел им нарисовать на полу в цехе круг, встать в него и наблюдать. За чем именно наблюдать, Тайити Оно не пояснял. Так инженеры проводили несколько часов. Затем учитель спрашивал учеников, что они увидели, и те рассказывали, что, оказывается, в существующих процессах имеется много проблем.
«Данные, безусловно, важны для производства, но я придаю гораздо большее значение фактам», — говорил Тайити Оно.2
Фудзио Те — первый президент Toyota в США на свой лад практиковал стояние в круге Тайити Оно. По утрам он отправлялся в цеха, стоял там и наблюдал за работой. При этом он был настолько поглощен этим процессом, что не реагировал, когда с ним заговаривали. Простояв так долгое время, он выходил из состояния глубокой задумчивости, отправлялся к себе в офис и начинал раздавать распоряжения относительно различных аспектов работы завода.
Те знал: то что он увидит своими глазами, он не прочтет ни в каких отчетах и таблицах с цифрами. Отчеты и таблицы необходимы, чтобы оценить результаты, но они не позволяют увидеть детали реального процесса, который происходит изо дня в день.2
Хоренсо — делегирование генти генбуцу
При первой возможности руководители Toyota отправляются в гемба, чтобы увидеть работу своими глазами. Однако они не забывают о необходимости развивать своих подчиненных. Поэтому иногда делегируют наблюдение тем из них, которым доверяют. В этом и состоит практика хоренсо.2
Возникает вопрос: чем, собственно, такой метод отличается от обычного репортирования от подчиненного к руководителю? Суть в том, что хоренсо предполагает делегирование не сбора информации, а генти генбуцу — наблюдения и осмысления. Кроме того, хоренсо — это не просто репортирование. Оно включает в себя элементы консультирования, обучения и получения советов подчиненным от руководителя.2
Таким образом, хоренсо позволяет добиться глубокого осмысления, увиденного в гемба, обеспечивает передачу информации от подчиненных к руководству, способствует обучению и развитию отдельных людей и организации в целом, а также обеспечивает использование только проверенных и достоверных данных.2
Релевантно: Ката совершенствования — основная предпосылка бережливого производства
- Genba – Toyota Production System guide. The official Toyota blog UK.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 287-301.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Неудачные бизнес-проекты Дональда ТрампаТрамп - успешный предприниматель. Однако многие неудачные бизнес-проекты Дональда Трампа вызывают вопросы, некоторые - смех...
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Что такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony WalkmanБункерное мышление и автаркия подразделений компании Sony привели к тому, что суперуспешный бренд Sony Walkman деградировал и потерял рыночные позиции.
- Психология принятия влияния на примере Тима Кука из AppleПочему Тим Кук, вицепрезидент компании Compaq, крупнейшей на тот момент компьютерной компании, согласился оставить свой пост и присоединиться к далеко не такой …
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и черепЛама. Flickr/Benson Kua Burma-Shave - компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампанииЕжедневная дорога на работу заставляет людей ненавидеть работу. …
- Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
- Трудоголизм вреден, но не всем. Увлеченность работой спасает трудоголиков от болезнейИзвестно, что трудоголизм вреден для здоровья. Однако данные ученых свидетельствуют, что это не всегда так. Все дело в мотивах трудоголизма.
- Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиРэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.
- Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертовПо мнению экспертов если нематериальное стимулирование не работает, нужно искать причину в отношениях работников и работодателя, а также в...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.