Как известно, существует несколько типов взаимодействия между организацией и ее работниками. Работники могут просто повиноваться воле компании, в которой работают, могут воспринимать ее как авторитет, а могут разделять взгляды и устремления своей компании на глубинном психологическом уровне. Соответственно, выделяют три варианта принятия работниками их организации — компалаенс, идентификацию и интернализацию.
Комплаенс, идентификация, интернализация
Например, под влиянием политики Генри Форда рабочие завода Ford начали не только эффективнее работать, но и в своей частной жизни они стали отказываться от алкоголя, азартных игр и внебрачных связей.[i] Вряд ли они делали это потому, что им так нравился Форд, или потому, что они разделяли его воззрения на то, как надо жить. Рабочие принимали влияние, просто подчиняясь воле Форда, в обмен на возможность зарабатывать 5 долларов в день (а не 2,25 доллара, как это было в среднем по отрасли). Поэтому в данном случае речь идет о принятии влияния по типу комплаенса.
Многие люди не захотят повиноваться и принимать влияние от людей, которые им не нравятся (и в отличие от рабочих завода Ford смогут себе это позволить), но с готовностью последуют за кем-то, кто сумеет расположить их к себе, вызвать уважение, восхищение или дать им чувство причастности к чему-то значимому.
У многих подобные чувства вызывал Стив Джобс, несмотря на его отвратительный характер и не самое корректное поведение.[ii] Он знал свое дело и умел влиять на людей не только силой авторитета, но и своей харизмой. Иначе ему в его 26 лет вряд ли удалось бы убедить Джона Скалли, тогдашнего руководителя, ни больше ни меньше, компании Pepsi, перейти в Apple.
Считается, что последним аргументом, убедившим Скалли сменить солидную и стабильную Pepsi на недавно основанную фирму Apple, стала фраза Джобса: «Ты хочешь до конца жизни продавать сладкую воду? Или ты хочешь пойти со мной и изменить мир?»[iii] Правда отношения у Джобса и Скалли сложились напряженные и, в результате, в 1985 году, по версии самого Джобса, Скалли его уволил. По версии Скалли, Джобс ушел сам, после того как был понижен в статусе.[iv] Тем не менее, факт остается фактом, люди шли за Джобсом, просто потому что это был Джобс. Они хотели присоединиться к тому, как им казалось, значительному делу, которое тот делал.
Наверняка найдется немало людей, которые точно так же захотели бы присоединиться к компаниям Ричарда Брэнсона, Илона Маска, Джефа Безоса или Марка Цукерберга просто потому, что те вызывают у них восхищение, и они хотят ощущать причастность к деяниям таких людей, не особо задумываясь, какие ценности и философия стоят за бизнесом каждого из них. Так работает механизм идентификации.
Тем не менее, для многих людей, особенно, когда речь идет о людях интеллектуального труда, важнейшим с точки зрения возникновения лояльности и мотивации является механизм интернализации. Для того, чтобы работники полностью отдавали себя делу организации, они должны чувствовать, что их объединяет с ней нечто большее, чем материальное вознаграждение или авторитет отдельных людей.
Работа — часть идентичности человека
По данным исследований, проведенных в США, девять из десяти современных работников предпочитают работать в компании, обладающей ценностями, соответствующими их собственным, даже если это сопряжено с более низкой оплатой труда. Ради этого они готовы пойти на снижение собственных доходов более чем на 20%. Причем это относится не только к высокооплачиваемым специалистам.
Это объясняется тем, что работа все больше становится частью идентичности человека. Теперь уже не так просто разделить жизнь и работу, которая все сильнее затрагивает личность работника. Поэтому людям нужна работа, в которой они находят отражение своих жизненных взглядов.
Особенно эта тенденция выражена среди поколения миллениалов. Они готовы зарабатывать на целых 34% меньше ради того, чтобы работать в компании, разделяющей их взгляды. И это более чем в 2 раза больше, чем доля оплаты труда, которой готовы были бы пожертвовать беби-бумеры. Это связано с тем, что миллениалы, в отличие от беби-бумеров, воспринимают свою работу как продолжение самих себя.
Следствием этого является фрустрация, которую работники испытывают, когда обнаруживают, что система ценностей и взглядов их компании не соответствует их собственной. Потеряв основу для интернализации, они перестают принимать влияние компании и теряют связь с ней.
Кейс Google
В сентябре 2016 года Google (Alphabet Inc.) подписал соглашение с Пентагоном, которое давало доступ Министерству Обороны США к разработкам Google, касающимся технологий искусственного интеллекта, необходимым военным для создания беспилотных летательных аппаратов, которые потенциально могут использоваться для убийства. Контракт должен был обеспечить доступ компании к государственным закупкам — в сфере IT в этом выгодном бизнесе до этого доминировали Amazon и Microsoft.
Сделка с Пентагоном вызвала волну возмущения в Google — компании, которая всегда сознательно избегала работы с военными. Более четырех тысяч работников подписали требование прервать контракт, а многие покинули компанию.[v]
Почему они ушли? Ведь, в конце концов, протесты возымели действие, и компания пообещала не продлевать контракт, который истечет в марте 2019 года. Вот как объясняли свой уход сами работники:
«В какой-то момент я понял, что больше не смогу искренне порекомендовать кому-либо присоединиться к Google, зная то, что я знаю. Я понял, что если не могу порекомендовать людям присоединиться, то почему сам-то я все еще здесь?»
«Я пытался убедить себя, что решения Google — это не мои решения. Я не могу нести личную ответственность за все, что они делают. Но все-таки я чувствую ответственность, когда вижу что-то, что нельзя не замечать».[vi]
Очевидно, что здесь имел место конфликт ценностей и
взглядов. Работники ранее убежденные, что работают в компании, ценности и
взгляды которой они разделяют, вдруг лицом к лицу столкнулись с фактом,
демонстрирующим, что они заблуждались. То, что было важно для них, оказалось
неважно для Google. Интернализация
стала невозможна, и люди перестали видеть смысл в работе в организации, чьи
ценности они не разделяют и чье влияние они не готовы принимать.
[i] Bigu D, Anastasiu I. Employee’s life outside the workplace: Ethical challenges of privacy. Proceedings of the 10th international management conference «Challenges of Modern Management». November 3rd-4th, 2016, Bucharest, Romania.
[ii] Pagano A, Kakoyiannis A. Why I loved working with Steve Jobs even though he fired me 5 times and treated me terribly. Business Insider. November 21, 2017.
[iii] Mazarakis A, Shontell A. Former Apple CEO John Sculley is working on a startup that he thinks could become bigger than Apple. Business Insider. August 10, 2017.
[iv] Weinberger M. This is why Steve Jobs got fired from Apple — and how he came back to save the company. Business Insider. July 31, 2017.
[v] Google Won’t Continue Its A.I. Drone Deal With Pentagon After Staff Protests. Fortune. June 2, 2018.
[vi] Kosoff M. Google employees quit to protest company’s role in killing machines. Vanity Fair. May 14, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Корпоративный стокгольмский синдромПсихологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
- Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышленияОказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
- Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организацииАдхократия - особая форма организационной культуры, противоставляемая бюрократии и предполагающая максимальную открытость и адаптивность, гибкость, отсутствие иерархии и формализации отношений.
- Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлинговИзвестный современный художник Дэмиен Херст не хотел довольствоваться славой одного из самых влиятельных художников современности и заработанными на своем искусстве десятками миллионов. …
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...
- Лидерство в Японии и на западе — в чем различияЛидерство в Японии отличается от западных представлений о лидерстве. У японцев лидерство не связано с такими категориями как харизма, видение и публичность. …
- Лучшие бизнес книги всех времен, изменившие ход развития управленческой мыслиСуществует категория бизнес-книг, которые стали историей и повлияли на ход развития современного общества. Сюда можно отнести - В поисках совершенства Тома Питерса, …
- Давая имена китайским детям, можно заработать состояниеКитайцы используют английские имена, но подбор этих имен у них вызывает сложности. Помогая давать имена китайским детям можно заработать...
- Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследованиеПо данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …
- Синдром самозванца — что это и как с ним боротьсяСиндром самозванца - психологическое состояние, когда человек чувствует, что он не заслуживает своих собственных достижений и успехов...
- The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca ColaКонкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
- Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикойСтраховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.
- Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себяAmazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.