
Менеджмент Генри Форда для своего времени представлял собой достаточно прогрессивный управленческий метод. Однако в наши дни некоторые элементы этого метода могут показаться несколько странными, если не сказать дикими.
Нередко менеджер в своих действиях опирается на предпосылку, состоящую в том, что он лучше, чем кто бы то ни было знает, что нужно его организации или подразделению. Иногда это оправдано, иногда нет. Однако история знает случаи, когда менеджеры и владельцы бизнеса заходили в этом убеждении настолько далеко, что не только произвольно вмешивались в рабочие процессы, но и нарушали границы частной жизни работников. Именно таков был менеджмент Генри Форда.
Пятидолларовый рабочий день
Бизнесмен стремился к тотальному контролю над своими подчиненными. Он ввел строгую политику в отношении свободного времени работников его предприятия. Главным образом она касалась личной жизни, алкоголя и азартных игр. Он нанял более ста специалистов, чья задача состяла в том, чтобы наблюдать за подчиненным Форда в нерабочее время. Таким образом, работникам компании приходилось расплачиваться за более высокую, чем у конкурентов, оплату труда.[i]

В 1914 году Форд ввел т.н. пятидолларовый день — систему премирования, позволявшую в сумме за день зарабатывать 5 долларов, в то время как средняя по рынку зарплата составляла 2,25 доллара. За это от рабочего требовалось соблюдение установленных Фордом стандартов, причем не только в работе, но и в частной жизни.[ii] Менеджмент Генри Форда затрагивал аспекты жизни людей, которые не влияют непосредственно на производительность их труда. Его политика не была направлена на защиту интересов бизнеса. Она предназначалась для установления определенного стиля жизни работников, представляющегося Форду наиболее приемлемым с моральной точки зрения. Правила, введенные Фордом, регулировали неоплачиваемое время работников. А методы их контроля представляли собой откровенное вмешательство в частную жизнь.[i]
Менеджмент Генри Форда: социологический департамент
На предприятии был учрежден так называемый социологический департамент. Его сотрудники без предупреждения посещали дома работников завода. Они проверяли соответствие их образа жизни установленным Фордом нормам. Нормы предполагали воздержание от употребления алкоголя и курения, отсутствие ссор между супругами, рациональное обхождение с деньгами, чистоту в доме.

Сотрудники социологического отдела имели доступ к банковским записям сотрудников компании и ведомостям посещения школы их детьми.
Если социологический департамент выявлял в образе жизни работника отклонения от заданных стандартов, тот лишался повышенной зарплаты в пять долларов, а если он в течение шести месяцев после этого он не приводил свою жизнь в соответствие стандартам, то его увольняли.[iii]
«Полезные советы»
Помимо этого, работники-иммигранты (которых на заводе было большинство) регулярно проверялись на соответствие манер, стиля одежды и диеты «американским» критериям, а также подвергались националистической пропаганде и морализаторству, построенному на частном мнении Форда. Для пропаганды среди иммигрантов компания издавала специальные памфлеты «Полезные советы», в которых описывались стандарты, которым должна была соответствовать их частная жизнь.

При этом характер советов носил достаточно унизительный характер.
Он предполагал , что иммигранты — грязные, живущие беспорядочной половой жизнью, не заботящиеся о своих детях существа с сомнительной рабочей этикой.[iii]
Так Форд стремился установить контроль над всеми аспектами жизни работников его предприятия. Каждое правило, направленное на это, каждое его высказывание, то влияние, которое он пытался оказать на окружающих его людей, те обычаи, которые он насаждал, отражали личные воззрения Форда, его персональные свойства и качества,
которые вполне могли оказаться чуждыми его работникам. Менеджмент Генри Форда был построен на личных взглядах на жизнь бизнесмена и его морали. А взгляды на неприкосновенность частной жизни в те времена явно отличались от сегодняшних. По крайней мере, с юридический точки зрения.
[i] Bigu D, Anastasiu I. Employee’s life outside the workplace: Ethical challenges of privacy. Proceedings of the 10th international management conference «Challenges of Modern Management». November 3rd-4th, 2016, Bucharest, Romania.
[ii] Worstall T. The Story of Henry Ford’s $5 a Day Wages: It’s Not What You Think. The Forbes. March 4, 2012.
[iii] Dyrud M. Engineering Ethics and Corporate America: The Case of Ford Motor Company. Proceedings of the 2015 Conference for Industry and Education Collaboration, American Society for Engineering Education. 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Классическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?
Меритократия - система, предполагающая вознаграждение за способности и достижения. Принципы меритократии используются в таких компаниях как Amazon и Uber.В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
В Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмостках
Компания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).Эффективность команды зависит от социальных навыков, а не от умения придерживаться повестки. Данные исследования
Ученые установили, что эффективность команды не зависит от способности участников придерживаться повестки и строго модерировать работу команды. Главное свойство...
Проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. Японский опыт
Как показывает опыт японских компаний, проводить много времени в офисе, не значит работать продуктивно. В Японии самая низкая продуктивность..Стратегии супербоссов — профессор Сидни Финкельштейн о лидерстве
Профессор управления Сидни Финкельштейн выделяет несколько стратегий лучших лидеров - супербоссов. Стратегии супербоссов отличаются...Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и Mylan
Случается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями. Но это не значит, что заявление о мисси всегда …Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларов
Когда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.Большой бюджет не заменяет стратегию. Инвестиции Apple в исследования и разработки составляют 15 млрд долларов, а результаты вызывают вопросы
Инвестиции Apple в исследования и разработки - 15 млрд долларов в год. Но для успешной разраработки необходимы также стратегия и способности, которых …
Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов
75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...Производственные принципы Toyota и личностный рост. Принципы Toyota используются консультантами по персональному развитию
Как оказывается, производственная система Toyota может использоваться и в области личностного развития. Консультатнты по личностному росту используют принципы Toyota в своей работе.В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает
Монодзукури - японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.